"НЕБО И ЗЕМЛЯ". Необыкновенно.

51 час – столько составило путешествие во времени V этнофестиваля «НЕБО и ЗЕМЛЯ», который проходил 15, 16, 17 июня в пространстве биатлонного центра «Жемчужина Сибири».

Без пятнадцати семь вечера первого дня мы ждали автобус №2, так как на шестичасовом уехать было невозможно. По расписанию, в семь, он подъехал к геологу и в порядке, на вид беспорядочной очереди,  люди начали в него погружаться. Как журналистам, нам следовало войти без очереди, но как благородные, решили не вмешиваться в ход сложившейся ситуации. Дмитрий Кабанов, организатор фестиваля,  успокоил партию неотправленных ждать возвращение одного из автобусов полтора часа. Семнадцать человек разбрелись по территории технопарка. Оказавшаяся у этнодевушки индейская свистулька, скрасила ожидание. Пытаясь выдать что-то загадочное, через десять минут я отложил свистульку и решил разглядывать оставшихся этнолюдей. Их одежда соответствовала концепту фестиваля, в отличие от наших джинсов. В 20:27 подъехал автобус и в количестве уже тринадцати человек, некоторые уехали в такси, расселись по своим компаниям.

Через сорок минут мы дышали лесным воздухом и наблюдали закат со стоянки. По указанному маршруту, спустились по крутому спуску, который вел к сцене. Не доходя до нее, справа от дороги, детская зона – два стола под навесом для рукоделий и засыпанный участок сеном, в котором уже играли дети.  Третье, что я понял – времени до окончания первого дня осталось немного, поэтому отправился к сцене. На ней тоже дети, только эти танцевали. Так и не поняв в чем тут дело, отправился изучать окрестность.

Первое, что бросается в глаза – желтый конусообразный шатер. Под ним будут проходить мастер-классы. Вокруг озера выстелен газон, параллельно друг другу стоят два моста, участок перед сценой засыпан песком. Шесть деревянных домиков, раскиданных вдоль озера, составляют хорошую компанию общему пейзажу. Возле крайних вторая площадка для МК. На асфальтированном участке, у подножья спуска, развернулись торговые точки с этноодеждой, сувенирами, украшениями, музыкальными инструментами, фруктами, мороженым. В конце торговой зоны третья площадка для МК, где уже проходила контактная импровизация от Романа Вологдина.

Разбившись на пары, один человек повторял плавные движения второго. Суть этого упражнения в бесконтактном ощущении партнера и взаимодействии с ним. Далее, в лесу, спальная зона, но сосчитать палатки так и не получилось. Осталось узнать, где физически находятся столовая и туалет, как голос Дмитрия объявил об автобусе в город. Желающих уехать оказалось снова больше, чем мест. Мы начали искать водителей со свободными местами в машинах, но организатор уговорил автобус №2 отвезти неуехавших. Так закончился первый день.

День второй. Автобусов хватило на всех. Утренние йога и воздух привели в порядок вялое тело.

- Невероятно феерично! – поделился впечатлением Саша о вечернем танце у костра и огненном шоу, на которое мы не смогли остаться. – Все плясали вокруг большого костра под волынку и дудку средневековых парней, было очень весело и тепло.

Этнофестиваль с погодой в разгаре. У торгового павильона посетители мерили штаны, выбирали флейты и дудки, вставали в очередь за пирожками. На третьей площадке мастер-классов милая девушка объясняла, как делать красивые узоры из нитей на деревянных спицах, капоэйристы обучали капоэйре, а в огороженном скотчем участке под ринг дети от 7 до 16 выплескивали боевой дух друг на друга мягкими мечами и щитами. Под шатром проходил мастер-класс по африканским песням от московских гостей «Sativa Lobster». Около пятидесяти человек разучивали песню об отношении человека к природе. Если закрыть глаза и избавиться от предрассудков, отличить пение белых от оригинальных было бы крайне сложно. Под ритмичные джембе – африканские барабаны, я поплясал на другой берег, где Станислав Симонов учил делать керамические изделия. В измазанных глиной по запястья руках каждого еще бесформенные предметы, в которых деревянными палочками дети с взрослыми проделывают отверстия.У молодой девушки это изделие засвистело, ей поаплодировали. Рассматривая, что у нее получилось, я услышал знакомый звук. Он доносился со сцены.

Как Рокки на сыр, я полетел к источнику звука. Им был пермский коллектив «Вороново крыло», играющие различную фольклорную музыку. А привлек меня музыкальный инструмент – колесная лира, в ленивый и сочный звук которой, я влюбился еще на прошлом фестивале. После них, индийские женщины в красочных традиционных костюмах из курганской студии танца «Махешвара» показывали свой танец. Даже показалось, что смотрю индийский фильм.

Напротив сцены начиналось не менее киношное представление. Шесть представителей федерации ушу, плавно рассекая воздух, демонстрировали гармоничные движения боевого искусства под созерцательный китайский мотив. Поворот на 180 градусов и на стуле в середине сцены уже сидел мужчина в льняном одеянии. Евгений Бунтов – исполнитель славянских песен, мультиинструменталист. Меня поразило, как он переживает каждую песню, глубоко в нее погружаясь. Оказывается у русских очень богатое музыкальное прошлое с большим количеством дудок, струнных и прочих инструментов. Странно, что в танцевальной русской мелодии, которую напоследок исполнил Евгений, все равно прослеживается какая-то тоска.

Хоровод, зачиненный последователями русских традиций, так и не собрал должного количества людей для своей полноценности. Может потому, что неподалеку набирало обороты Ратха-Ятра – ведическая процессия с колесницей от кришнаитского движения. Их громкая и радостная молитва – воспевание Кришны, всегда притягивает уши и внимание. Даже просто находиться рядом весело. После таких изменений состояния: тоска - радость, появилось третье - голод.

По расписанию как раз обед. Столовую найти было не сложно, сложнее оказалось стоять в получасовой очереди. Меню полностью овощное, чему я, съевший утром одно яблоко, рад. Грибной суп, гречка с овощным рагу, два кусочка хлеба, компот. Вполне себе разно народное меню. После еды обязательно нужно прогуляться. Кроме озера, вокруг чего-либо еще, ходить было негде. Извилистая дорожка привела меня к мосту, обложенному камнями по принципу ступенек, которые спускаются к воде, на которых можно сидеть и болтать ногами. Что я и сделал. Вокруг водоема два черных коня под руководством двух молодых девушек катают желающих. На газоне всюду валяются люди, на песке люди сидят на ковриках.

Дневную программу продолжили те же Sativa Lobster, только во главе с потомственным гвинейским музыкантом Калю Куятэ. Думаю, не все улавливают, в чем прелесть африканской музыки, потому что в глазах многих прослеживалось напряжение в ушах. Хотя, такое вполне может быть из-за плотного обеда. Ведущие, плавящиеся от солнца, объявили о фемели коученге вместо «Полюби свой голос» от Юлии Муратовой, которая по причине болезни не смогла прийти и которую многие ждали.

Лекция Глеба Александрова поставила четкое представление, что нужно делать с детьми. Разглядывать в них мудрость, не ограничивать их интересы, а наоборот, поддерживать любое проявление, ни в коем случае не считать себя умнее ребенка, а внимательно слушать, ну и не делать его своей марионеткой. Это если коротко. Но дослушать до конца означает пропустить несколько программ, поэтому снова у сцены. Красивые девушки из тюменской студии «Ситар» красиво исполняли индийский танец Катхак с звенящими блюдцами на пальцах. За ними станцевала фламенко Татьяна Тихомирова. Не так страстно, как могло бы быть, но не испанцы же мы в самом деле.

Фотографируя зрителей, я заметил клубы пыли из шатра. Попробовал, растворившись с ней, зайти как шаман, но ничего не вышло. Под треугольником люди бегали в разные стороны, при этом почти не сталкивались. Денис Моргунов, руководитель этого хаоса, раскрывал в людях их собственный танец, давая дельный совет: делайте что хотите, не обращайте ни на кого внимание. Но расслабиться и открыться на все сто, у всех получилось лишь в последнем упражнении. Разбившись в группы по три человека, два крайних говорят в два уха среднего что вздумается, а средний говорит все, что слышит. Каждый насмеялся и наговорился вдоволь.

На сцену вышли цыгане. Этих любят все, кто слышал. Двое мужчин с гитарой, женщина со скрипкой, две милые девушки в роскошных платьях и солистка с бубном заставили всех плясать под угрозой в неудачах и прочих бедах. Видимо, многих просто разленило солнце, но более тридцати человек все-таки пустились в пляс, ну и я с фотоаппаратом.

Пока к выступлению готовился один загадочный музыкант, на фестивале проходило следующее: мастер-класс по варке пуэра от Юрия Юрийчука, Клуб исторического фехтования и реконструкции «Нин Но Моно» - японские самураи демонстрируют искусство боя периода 16 века и Зеленые Святки для женщин и девушек в лесу, куда хороводом они уже вошли в лес призывать силы природы для сил своих и хоронить кукушку. На счет чая, скажу только одно – его надо уметь варить, чтобы не переводить и сырье и деньги. Параллельно с лекцией закончился японский бой. Святки заканчивались игрой в славянские игры на сене, где девицы искали себе молодцев в игре «целовальня». По кругу бежит парень и оставляет на плече понравившейся особи платок.

Та в плясе выходит в круг и красиво размахивает платком, пока ей не вздумается его подбросить. Кто его поймает, отдает обратно девице и в танце пытается забрать из ее рук, чтобы красавица поцеловала молодца. Если платок падает на землю, то парни отжимаются столько, сколько в песне укажут барышни, в сопровождении балалайки. Ребята из русско-народного сообщества в деле отжимания настоящие крепыши. Мои тонкие ручонки еле выдерживали двадцатого подъема, когда дело доходило до 45.

Наотжимавшись, я пошел отдохнуть к сцене, где на час задерживали выступление загадочного музыканта, то ли по этническим, то ли по техническим причинам. А это могло означать только одно: до конца его выступления я не дотяну. Ладно, что уж таить… Владисвар Надишана. Родом из России, живет в Берлине. Выпускник 2004 года института иллюзорности имени Ильдара Бату кафедры звуковой микрохирургии. Пока я думал, что еще о нем сказать, в 22:00 о нем начали рассказывать ведущие. Накануне, я посмотрел видеоролик с его выступлением. Но видео – это то же самое, что на обед заварить бич-пакет, когда в кастрюле чистейший, правильно сваренный бульон, который распространяет свой аромат не только на лестничную площадку через три двери, но и во времени до Древнего Кужебара. Владисвар начал свое выступление с представления инструмента – варган. Не скрою, именные названия инструментов запомнить не удалось, все-таки музыка расслабляет мышцы памяти. Во время игры на кужебарской флейте, неожиданно для всех появились духи. Конечно, по глазам Надишаны сразу понятно, что он человек мистичный, но вызвать настоящих духов – такое не везде увидишь.

С помощью той же кужефлейты и язычковой калимбы Владисвар попытался отогнать духов линейных искажений очень спокойной и красивой мелодией, но ничего не получилось. «Не так просто избавиться от этих духов. Они частенько мешают хорошим музыкантам» - добавил звуковой микрохирург. Хотя нет, я запомнил еще один инструмент – водный уду. Надишана расположил его на железной подставке и точными ударами извлекал потрясающие глубокие звуки. Наверно в транс я вошел под музыку на пяти разнотональных варганах, из которого со второй попытки меня вытащил приятель, кстати, он волонтер.

- Двадцать минут тебя ищем, - возмутился Дима. - Автобус уже стоит на стоянке.

- Автобус? Точно, домой же ехать… - из звучащей в голове музыки я извлек мысль.

Под отдаляющиеся звуки уду, мы побрели к автобусу. Там в лесу меня искал Дима организатор, который качественно следил за транспортом и пассажирами. Уехали.

Приехали. На третий день небо было затянутым.

- Никогда не видела подобного представления. Настоящая сказка! Прям то, что люблю. – Делится впечатлением Оксана о ночном перфомансе уличного театра «ТЕНИ МАРСЕЛЯ». – Там было много странных существ и одно, на ходулях с длинными руками, ко мне прикоснулось. Потом во сне приснился.

Многие после ночных представлений еще спали, но на йоге, кто проснулся, уже стояли попами к верху. Под шатром желающие собирались на общий танец мира от екатеринбургской студии ритма БАРАБЕНГА. Оооооооооомммммм…действительно мощная молитва. Через пару минут появилось солнце, а вокруг территории фестиваля тучи по-прежнему кучились. Ну как объяснить такое явление? После общей песни, Дмитрий и Анастасия Шафран показывали движение танца. Поприветствовав друг друга, нужно взяться за руки, похлопать друг друга по плечу, потереться носиками и обняться, потом развернуться в другую сторону и так же познакомиться с новым человеком. Людей становилось больше. На сцене «Маша и медведи» отстраивали звук, несмотря на просьбу о пятнадцатиминутном ожидании. Но всплывшее возмущение, преподаватели устранили сразу, тут нужны только светлые чувства.

После танца все снова взялись за руки, чтобы впитать полученное чувство. Следующий танец – ула. На африканском, значит любовь. В нем приветствие полностью отражает это чувство. Два круговых движения соединившимися ладонями партнеров и поклон по обе стороны плеча. Песню пел каждый, она не многословная, но очень красивая. Потом только мужчины. Потом только женщины. Только музыка – скрипка, джембе, гитара, и снова все вместе. Очень эффектно. Снова круг из замкнутых рук для наслаждения полученных ощущений и напоследок каждый обнял рядом стоящего человека.

- Потрогай, аж сердце горит! – обратился мой коллега к участнице танца, приложив ее руку к сердцу.

В двенадцать вышли «Маша и медведи»...

Евгений Тахавов

Обсудить на форуме

Добавить комментарий

Вы можете отправить сообщение, авторизовавшись с помощью "Вконтакте"
Вы можете отправить сообщение, авторизовавшись с помощью "Facebook"
Вы можете отправить сообщение, авторизовавшись с помощью "Twitter"
Вы можете отправить сообщение, авторизовавшись с помощью "Google"
Вы можете отправить сообщение, авторизовавшись с помощью "Одноклассников"

Комментарии(0)

НАВЕРХ