Марсианин: космический Робинзон

Ридли Скотт уже давно мечтал экранизировать историю о Робинзоне Крузо. В новом фильме «Марсианин», который выходит в российский прокат в этот четверг, ему это отчасти удалось. Режиссер «Чужого», «Бегущего по лезвию» и «Прометея» еще в 1979 году доказал, что он как никто способен изобразить на экране гнетущий и вдохновляющий, пугающий и прекрасный космос. Сюжет ленты не так уж далек от классической истории Даниэля Дефо. Марсианская экспедиция спешно сворачивается в связи с надвигающейся бурей, и в силу обстоятельств оставляет Мэтта Деймона одного на негостеприимной планете. Но внимание зрителя цепляется не за сюжет, а за несколько существенных деталей.

Деталь первая – отношение к науке. Как бы ни критиковали ленту за излишний пафос и гиперболизированный героизм американского астронавта и НАСА, «Марсианин» снят здорово. И больше всего впечатляет, пожалуй, изображение ученых, которые в своей бескорыстной любви к науке и космосу ищут пути решения проблемы. В спорах рождается даже не одна, а несколько истин. Но главным постулатом остается все-таки то, что Голливуд декларирует из года в год – с присущей ему патетикой. Жизнь одного американского гражданина бесценна. Примерно то, о чем говорил Стивен Спилберг в «Спасти рядового Райана».


Деталь вторая – юмор. «Марсианин» мог бы так и остаться довольно скучным научно-фантастическим фильмом, если бы не обилие шуток и остроумных диалогов. Даже оставшись в одиночестве, герой Деймона не теряет самообладания и вовсю развлекается, пытаясь выжить в условиях ограниченности кислорода, еды и воды («Я – лучший агроном на этой планете!»). Экипаж «Ареса-3» дружески подкалывает менее удачливого товарища, а с Земли периодически доносятся то ли инструкции, то ли очередные шуточки НАСА.


Деталь третья – Марс. После таких фильмов веришь, что американцы вполне могли снять свою легендарную высадку на Луну где-нибудь на Гавайях. Марс красив в любом обличье. Марсианская буря бушует прямо между рядами кресел кинотеатра, а пейзажи Красной планеты достойны кисти художника. Ну или, по крайней мере, заставки на рабочем столе.

Деталь четвертая – политические реалии. В фильме «Армагеддон» русский космонавт перемещался по станции в тельняшке и ушанке. «Марсианин» обошелся вообще без русских. И – в это сложно поверить – даже в критической ситуации НАСовцев спасают китайцы со своей космической программой. А в самом финале мелькают кадры с Таймс-сквер в Нью-Йорке, Трафальгарской площади и из Пекина. Весь мир болеет за американцев. Все, кроме нас. Это было бы даже смешно, если бы не было так грустно. Янки не могут вычеркнуть Россию из мировой политики, зато теперь выжигают из своей голливудской культуры. И это может стать стартом неприятной тенденции. Хотя с другой стороны – когда это нашу страну изображали хорошо в американских фильмах?


Мэтт «Робинзон» Деймон блестяще справился со своей ролью. В начале фильма это накачанный астронавт-спортсмен, который к концу картины превращается в исхудалого небритого социопата с тяжелым взглядом. Это уже не умница Уилл Хантинг, и даже не Джейсон Борн, но обаяние Мэтта не спрячешь. Он однозначно хорош.

В целом «Марсианин» заслуживает места в когорте великих фильмов о Космосе наряду с «Гравитацией» и «Интерстелларом». Главное, чтобы спустя пару поколений наши заокеанские партнеры не начали выдавать его за кадры документальной хроники о работе своей экспедиции на Красную планету…

Кинокритик портала Антон Коваленко

Благодарим за помощь в подготовке материала мультиплекс «Синема Парк» в ТРЦ «Гудвин»

Фотогалерея
Обсудить на форуме

Добавить комментарий

Вы можете отправить сообщение, авторизовавшись с помощью "Вконтакте"
Вы можете отправить сообщение, авторизовавшись с помощью "Facebook"
Вы можете отправить сообщение, авторизовавшись с помощью "Twitter"
Вы можете отправить сообщение, авторизовавшись с помощью "Google"
Вы можете отправить сообщение, авторизовавшись с помощью "Одноклассников"

Комментарии(0)

НАВЕРХ