В живописи Караваджо нашли фотографическую технику

Микеланджело Меризи да Караваджо, итальянский художник эпохи барокко, использовал в работе прототипы фотографической техники: камеру-обскуру и светочувствительные вещества. К такому выводу пришла итальянская исследовательница Роберта Лапуччи (Roberta Lapucci), рассказавшая о своей гипотезеAFP . Лапуччи утверждает, что Караваджо первым из художников применил камеру-обскуру для живописи, хотя несколькими десятилетиями ранее этот прибор подробно описал Леонардо да Винчи. По мнению исследовательницы, Караваджо работал с моделями в специально оборудованной "темной комнате", в которую свет проникал через потолок. Он проецировал изображение через линзу и зеркало на холст и делал черновой рисунок при помощи свинцовых белил, смешанных с фосфоресцирующим порошком. Таким образом, он фиксировал полученное изображение и далее работал уже с готовым эскизом. В качестве доказательств Роберта Лапуччи приводит ряд соображений. Например, Караваджо не делал предварительных рисунков и, возможно, именно потому, что пользовался эскизами, подготовленными в камере-обскуре. Кроме того, у художника было "ненормально большое" количество моделей-левшей, что может объясняться той же камерой-обскурой, в которой проецируется зеркальное изображение. В поздних картинах число левшей сокращается, что Лапуччи объясняет техническим прогрессом. В числе друзей Караваджо были естествоиспытатели, которые могли снабдить его нужными сведениями об устройстве камеры-обскуры. Например, никто иной как оптик Джованни Батиста делла Порта помог славившемуся буйным нравом художнику, убившему в 1606 году в драке знакомого юношу, бежать из Рима на Мальту. Лапуччи заодно разъясняет и происхождение вспышек ярости у Караваджо: возможно, он стал жертвой токсичных химических соединений, содержавших ртуть. Мнение Роберты Лапуччи разделяет известный британский художник Дэвид Хокни, еще в 2001 году написавший в своей книге "Secret Knowledge" ("Тайное знание"), что камерой-обскурой пользовался не только Караваджо, но и Антонис Ван Дейк, и Жан Огюст Доминик Энгр. Лапуччи настаивает на том, что ее гипотеза нисколько не умаляет гения Караваджо, а, напротив, только возвышает его.
10 марта 2009
Обсудить на форуме

Добавить комментарий

Вы можете отправить сообщение, авторизовавшись с помощью "Вконтакте"
Вы можете отправить сообщение, авторизовавшись с помощью "Facebook"
Вы можете отправить сообщение, авторизовавшись с помощью "Twitter"
Вы можете отправить сообщение, авторизовавшись с помощью "Google"
Вы можете отправить сообщение, авторизовавшись с помощью "Одноклассников"

Комментарии(0)


НАВЕРХ